8 (495) 544-5444

Какие сферы бизнеса несут потери в 2015 году?

Малый и средний бизнес в России

Какие сферы бизнеса несут потери в 2015 годуСанкции и их последствия всё же дали о себе знать. После катастрофичного падения курса рубля в конце 2015 года, для многих областей предпринимательства наступили нелёгкие времена. Конечно, граждане тоже несут свои потери из-за резкого роста цен на продукты и услуги, из-за возникшего дефицита товаров (в частности, раскупили всю бытовую технику, автомобили, даже ювелирные изделия сметали с прилавков в предновогодние дни). В силу мер, принятых ЦБ РФ для стабилизации экономической ситуации в стране, резко выросли в цене кредитные продукты, и для многих займы стали слишком дорогим удовольствием. Народ постепенно переходит в режим экономии, старается запастись деньгами (которые почти все потратили перед новым годом). Покупательская способность падает, соответственно, снижается спрос на ряд товаров и услуг. Тут уже под удар попадает бизнес – в большей степени малый. Так какие сферы бизнеса уже несут потери от предкризисного состояния страны?

В новогодние праздники, как ни странно, потери стали нести представители ресторанного бизнеса в Москве.

Помимо того, что выросли в цене продукты импортного производства, а также подорожала аренда, население начало активно экономить, и в первую очередь сокращать расходы на развлечения и общепите. В период за декабрь – январь количество ресторанов в столице России уже сократилось почти на 50 штук, и как предполагают многие аналитики, это только начало краха ресторанной системе в стране. Однако другие специалисты считают, что у многих заведений общепита есть возможность разработать новую концепцию, использовать в работе только отечественные продукты, и таким самым сделать рестораны более доступными для населения. Кроме дорогих продуктов, серьёзный урон ресторанному бизнесу нанёс антитабачный закон – теперь запрещено курить во всех местах общепита, для многих людей такие условия отдыха уже не представляются комфортными, поэтому им проще провести вечера дома, в гостях, или снять дом на природе – где никто ни в чём ограничивать не будет. Платные парковки – ещё одна беда столичных ресторанов, теперь гостям придётся заплатить и за место у заведения - сопутствующие расходы никому не нужны.

Активную помощь в статистических наблюдениях оказывает компания 2ГИС, участвующая в составлении и оптимизации электронных карт в столице и других городах России.

В обязанности сотрудников 2ГИС входит обзвон существующих кафе и ресторанов, чтобы обновлять актуальную информацию о работающих заведениях. Именно специалисты указанной компании первые заметили, как быстро стали сокращаться небольшие кафе и рестораны. Причём под удар попадают не только заведения третьего эшелона, но и люксовые кафе, пабы и рестораны. Среди богатых людей тоже есть те, кто стал испытывать сложности с финансами, и если речь идёт о статьях экономии, то сокращают прежде всего самые ненужные расходы. Во многих торговых центрах начали закрывать рестораны на фуд-корте, даже их небольшой бизнес не может выдержать нулевую прибыль, отсутствие клиентов, удорожание товаров. Пик проблем у ресторанного бизнеса придётся на весну 2015 года – ведь именно на это время многие аналитики прогнозируют сокращение рабочего персонала, и как следствие, количество клиентов ресторанов и кафе сократится в несколько раз. Многие заведения не выдержат отсутствия клиентов, им придётся закрыться. По мнению некоторых специалистов, уже к лету 2015 года в Москве количество ресторанов может сократиться ещё на 25%.

Что же делать тем ресторанам, которые не хотят терять целевую аудиторию и закрывать свой бизнес?

Таким предпринимателям можно подумать о ребрендинге – например, изменить направленность ресторана, поменять кухню с европейской на русскую, рассмотреть другие сегменты потребителей – сделать детское кафе, кафе для подростков, спорт-бар и т.д. Такие перемены потребуют дополнительных затрат, но в итоге есть возможность сохранить бизнес целиком. Снижение уровня среднего чека, уменьшение цен, переориентация блюд на человека со средним достатком – всё это поможет удержать старых клиентов, и, возможно, даже привлечь новых. Большие сложности могут испытывать рестораны японской кухни, ведь для готовки там используются импортные продукты, красная рыба, морепродукты, которые значительно подорожали в последнее время. Переориентировать свою кухню им будет не так просто, проще закрыть ресторан и открыть новую, иную точку общепита.

Намного большие потери по сравнению с ресторанным бизнесом, несёт туристический бизнес в России.

В июле-августе 2014 года наша страна итак уже стала жертвой банкротства многих туристических компаний, причём некоторые из них были гигантами своего дела и не первые пять лет функционировали на рынке туризма. Горе-туристы остались без денег, без отдыха, многие россияне не могли вернуться домой из отпуска. Как бы то ни было, неприятности были у всех. Традиционно немалую долю прибыли туристические компании получали в новогодние праздники, когда у россиян появлялась возможность отдохнуть 10 дней, не используя при этом официальный отпуск. Наибольшей популярностью у российских туристов в новый год пользовались Таиланд, Индия, горнолыжные курорты Европы. Но в ноябре 2014 года курс рубля стал падать по отношению к доллару и евро, цены на авиабилеты по международным направлениям выросли в несколько раз, да и проживание за границей стало на порядок дороже. В связи с этим большая часть туристов стала отказываться от поездок за границу в новогодние праздники, зато резко выросла бронь на российских горнолыжных курортах, в особенности в Сочи, Крыму, Урале и т.д. Россияне правильно мыслят – вместо того, чтобы тратить доллары и евро за рубежом, они предпочитают экономить на курсе и отдыхать в России, ведь не секрет, что отечественные курорты мало чем отличаются от европейских.

С туристами всё понятно, они всегда найдут выход. Но а что делать туристическим компаниям?

Ведь это огромный бизнес, который включает в себя и туроператоров, и турагентов, и крупные отели, и авиакомпании. Итак, уже ясно, что туроператорам придётся сохранять свои основные направления, но только те, на которых они действительно смогут заработать и выдержать потрясения (Турция, Египет). Индивидуальные туры, экзотические и дорогие страны, скорее всего, придётся сокращать – вряд ли они будут пользоваться популярностью у населения. Контракты туроператоры начнут заключать только с хорошими, топовыми отелями, которые пользуются спросом у туристов. При этом от самих отелей требуется наличие горячих предложений, хороших скидок и акций – это и в их интересах тоже. Авиакомпаниям также придётся ориетироваться на новые условия туристического рынка: снижать цены в долларах для туроператоров, организовывать чартеры, ориентировать свои рейсы на направления внутри России.

Туристичесий рынокТуристический рынок придётся серьёзно корректировать. Недорогие туристические продукции так и останутся востребованными – это та же Турция, Египет, Болгария, дешёвая Греция. Самим же туроператорам придётся действовать осторожно, выкупать в большом объёме они продукты больше не будут, поэтому при возросшем спросе может возникнуть дефицит туров. Оптимистичных прогнозов для туристического бизнеса на 2015 год ждать не стоит, этот год вообще может стать переломным для российского туризма. Законодатель со своей стороны собирается ужесточить нормативные акты, регулирующие туристическую деятельность. Многие туроператоры могут попросту обанкротиться, выживут только самые сильные и крепкие – при этом не факт, что с большим опытом работы. Государству нет смысла банкротить туристический бизнес, таким меры принимаются для защиты граждан, их денег и интересов – чтобы не возникало проблем с туристами, которые не могут вернуться из-за границы домой.

Туристический поток сократится в 2015 году, и связано это будет как и во всех других сферах предпринимательства – падение реальных доходов населения, их покупательской способности, сокращение работающего населения, частичная девальвация рубля. Также не стоит забывать, что в настоящее время активно применяется практика ограничения выезда за рубеж российским гражданам, у которых есть непогашенные долги. Для того чтобы сохранить своё место на туристическом рынке, турагентам и туроператорам придётся провести переориентацию совей деятельности – перейти на внутренний рынок туристических продуктов. Спрос на Европу будет падать и дальше, перелёты в другие южные страны станет непомерно дорогим, если только у авиакомпаний не получится оптимизировать полётные программы. В любом случае, дешёвые авиабилеты будут доступны только из столицы России и мегаполисов, жителям регионов придётся добираться до них – а это дополнительные расходы. Иначе говоря, порядка 30-40% турагентств может закрыться. Небольшим фирмам можно переориентироваться на онлайн-бронирование и продажу туров, такой порядок работы значительно сократит издержки и позволит бизнесу существовать дальше. Учитывая массовое банкротство представителей туристического бизнеса в России, оставшиеся участники не будут страдать от конкуренции и станут ещё сильнее и увереннее.

Самим туристам выгодно отдыхать в России – цены доступные, добраться можно самолётом, поездом или вовсе на своём автомобиле.

В России есть много хороших мест, которые обязательны для посещения: Алтай, Урал, Байкал, Краснодарский край, Сочи, Красная Поляна, Крым…. Перечислять можно долго, каждый россиянин и сам знает красивые места своей родины. Самим туристическим фирмам необходимо уже сейчас начинать переориентацию клиентов на российский туризм, продвигать туристические продукты, заключать договора с курортами, прокладывать маршруты. Внутренний российский туризм станет интересным для каждого участника туристической отрасли, кроме того, это позволит улучшить экономику в стране, ещё больше укрепить нашу независимость от других стран. Российским инвесторам станет интересно вкладывать деньги в отечественный туристический бизнес: авиакомпании, отели, рестораны, инфраструктура на курортах. Русский турист уже избалован привилегиями зарубежного отдыха, поэтому отечественным туроператорам необходимо будет разработать качественный туристический продукт, чтобы люди захотели возвращаться на места отдыха чаще. Иначе говоря, тем фирмам, которые вовремя сумеют переориентироваться на российский внутренний туристический бизнес, удастся сохранить своё положение на рынке услуг, восполнить потери от отсутствия продаж туров за рубеж, и даже получить прибыло до 20-30% за сезон.

Похожие статьи: Куда вложить: финансовую компанию или бизнес?

Комментарии

Добавить комментарий

Отправить
Столичная Финансовая Корпорация © 2004–
8 (495) 544-5444
Москва, ул. Б. Ордынка, д. 40, стр. 4, подъезд 3, БЦ "Легион-1"
Лицензия ЦБ РФ
№ 077-13354-001000