8 (495) 544-5444

Накопительные программы и риски

Риски в накопительных программах

Как накопить?Многие современные крупные компании, которые занимаются в сфере кредитования или обороте финансовых средств, предлагают своим клиентам индивидуальные программы накопления, создают собственную клиентскую базу, которой в последствии могут обмениваться с компаниями-партнёрами. Такие накопительные программы могут быть весьма выгодными для граждан, но сами компании сталкиваются с определёнными налоговыми рисками, избежать которых - основная цель руководства. Каким образом избежать проблем с налоговыми органами, сохранив при этом доверие и интерес клиентов – данной теме и будет посвящена статья.

Самыми привлекательными для населения являются накопительные программы, предусматривающие бонусы для клиентов. Любая накопительная программа – это, прежде всего составная часть целой программы лояльности к клиентам, то есть особый подход к людям, который позволяет оказывать влияние на их спрос и увеличивать тем самым обороты предприятия. Программа лояльности может быть разработана только одной фирмой, или же альянсом нескольких компаний, которые будут действовать в общих интересах и в личных одновременно. Бонусные накопительные программы позволяют компаниям не только привлечь новых клиентов, но в большей степени удержать уже существующую клиентскую базу. Основной целью накопительной программы может быть привлечение клиентов в офис продаж финансовых продуктов, уговорить их купить новые услуги, что в свою очередь увеличит прибыль компании и позволит оборотам вырасти.

Каким образом работает схема накопительной программы?

Клиент финансовой организации приобретает продукт, и автоматически становится участником такой программы: сразу получает бонусы, скидку, прочие поощрения, затем попадают в общую клиентскую базу, и получают от менеджера предложения новых финансовых продуктов или более выгодных условий получения услуг. Таким образом, одновременно клиенту можно продать несколько продуктов, которые будут отличаться от обычных цен, но в сумме принесут немалую пользу компании. Все бонусные баллы учитываются на индивидуальном счёте клиента, баланс которого он может узнать даже по телефону у любого из сотрудников компании. Таким образом, накопительные бонусные программы выгодны для всех сторон финансовых отношений.

С правовой точки зрения таки накопительные программы основываются на сделках гражданско-правового характера: заключается договор между клиентом и организацией, предоставляющей подобные услуги.

Договор может быть нескольких видов: как агентский, так и в виде соглашения, или договора купли-продажи. Именно путаница в сделках, которые совершают менеджеры с клиентами от лица компании, привлекли внимание налоговых органов и заставили их усомниться в правильности отражения таких доходов в налоговом учёте фирмы.

Если заключён агентский договор, то сотрудник компании должен в интересах клиента вести обслуживание его счёта, обрабатывать его карту за определённое вознаграждение. То есть, со счёта клиента должна ежемесячно списываться определённая сумма, которая будет подтверждена платёжными поручениями, которые в случае проверки и предоставляются налоговым органам. Бывают моменты, когда некоторые денежные средства были перечислены компаниям, являющимися организаторами накопительных программ. В назначении платежа указывалось основание «перечисление скидки», а затем за эти деньги были куплены товары, которые раздавали клиентам в качестве поощрения. Получается, что бонусные продукты были приобретены за счёт самих клиентов, что само по себе является недобросовестной схемой и обманом покупателей. В итоге в ходе проверки налоговые органы могут выявить недостатки в учёте финансов компании, что в свою очередь приведёт к доначислениям по НДС и налогу на прибыль.

Одним лишь доначислением налогов нарушителям не обойтись. Кроме этого, налоговые органы вправе выписать штраф компании за нарушение правил ведения налогового учёта на предприятии, плюс пени на доначисленные суммы налогов.

Однако, ВАС России встал на сторону налогоплательщиков, и признал маркетинговыми расходами следующие затраты:

  • расширение клиентской базы посредством продвижения бренда на рынок (рекламная кампания в средствах массовой информации);
  • поощрительные акции, бонусные программы, которые направлены на поддержание интереса у клиентов;
  • повышение квалификации персонала в целях улучшения работы с клиентами, а также как один из методов рекламной кампании.

Вопросы по налогам возникают не только у компаний, которые организуют накопительные программы и ведут учётов бонусных баллов покупателей, но также и у самих клиентов, которые стали участниками розыгрышей и акций. То есть существует неясность, можно ли принимать поощрительные услуги или товары как доход физических лиц и стоит ли облагать их соответствующим налогом? Идентифицировать реального получателя такого рода дохода достаточно непросто, также не стоит забывать и о том, что покупатель вообще вправе отказаться от каких-либо бонусов, передать их другому лицу, либо просто не воспользоваться призами. В итоге вменить доход клиентам компании, которые организуют накопительные программы, не так просто. Кроме того, уплата НДФЛ с призов или бонусов влечёт за собой лишение граждан поощрения как такового, потому у физических лиц, участвующих в накопительных программах, не возникает дохода для обложения НДФЛ.

Похожие статьи: Как выбрать накопительную программу?

Комментарии

Добавить комментарий

Отправить
Столичная Финансовая Корпорация © 2004–
8 (495) 544-5444
Москва, ул. Б. Ордынка, д. 40, стр. 4, подъезд 3, БЦ "Легион-1"
Лицензия ЦБ РФ
№ 077-13354-001000