8 (495) 544-5444

Как государство закрывает дефицит бюджета?

Может ли госбюджет быть резиновым?

Ни одно государство не может существовать без финансирования. Поэтому государственный бюджет страны является её важнейшим документом, который состоит из совокупности финансовых смет всех ведомств, различных государственных служб и проч. Именно государственный бюджет содержит в себе потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны государства, а также информацию об источниках её формирования и размеров поступления средств. Все действия государства, которые связаны с формированием, рассмотрением, утверждением, исполнением бюджета, а также составлением соответствующей отчётности представляют собой бюджетный процесс. Саму же бюджетную систему РФ можно представить в следующем виде:

Федеральный бюджет

Контроль за исполнением бюджетов, а также их кассовое обслуживание, осуществляется Федеральным казначейством РФ. Бюджет страны формируется за счёт статей доходов и расходов, которые представлены ниже:

Доходы бюджета страны

денежные средства, которые поступают в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с установленной классификацией и действующим законодательством РФ

Расходы бюджета страны

Денежные средства, которые направляются на обеспечение деятельности государственных органов, а также на осуществление государственных задач

Налоги, взимаемые на всех уровнях власти (84% бюджета РФ)

Военные

Неналоговые доходы, которые представляют собой доходы от внешнеэкономической деятельности и от имущества, которое находится в собственности государства (7%)

Экономические

Доходы целевых бюджетных фондов (9%)

Расходы на социальные нужды

 

Обеспечивающие внешнеэкономическую детельность

 

Расходы на содержание аппарата управления

 

Таким образом, сопоставление доходов и расходов и составляют бюджет страны. Если доходы превышают расходы, то образуется бюджетный профицит; в обратном случае речь идёт о бюджетном дефиците страны, который всегда негативно отражается на экономике страны и жизни населения в целом. В сам бюджет может закладываться ожидаемый уровень дефицита, однако когда при исполнении бюджета этот показатель превышает запланированный, то органы власти вправе ввести механизм уменьшения расходов государства, который устанавливается на законодательном уровне. Происходит секвестр – урезание запланированных расходов бюджета.

Причины дефицита

Причины, из-за которых может возникать дефицит бюджета, бывают разные, но вот самые основные из них:

  • В виду структурной перестройки экономики возникает необходимость дополнительного финансирования, т.е. возрастают расходы;
  • Снижение уровня доходов ввиду сложной экономической ситуации в стране;
  • Чрезвычайные происшествия (война, массовые беспорядки, катастрафы, стихийные бедствия);
  • Финансовая система государства является неэффективной;
  • Рост социальных программ, которые не обеспечены финансовыми ресурсами;
  • Коррупция в государственном секторе;
  • Налоговая политика страны неэффективна, вызывает увеличение теневого сектора экономики.

В целом, бюджетный дефицит можно разделить на виды:

По характеру возникновения

Бюджетный дефицит бывает случайным (временная разница между поступлением и расходованием средств, характерен для местных бюджетов) и действительным (заключается в отставании роста доходов от роста расходов, данную величину можно спланировать и заложить при составлении бюджетного проекта)

По продолжительности

Хронический дефицит бюджета (повторяется каждый год вследствие экономического кризиса) или временный (возникает из-за случайных колебаний доходов или расходов, не представляет угрозы для экономики страны)

По отношению к плану бюджета

Дефицит может быть плановым или внеплановым

Классификация с учётом расходов на обслуживание государственного долга

Первичный дефицит (превышение расходов над доходом в чистом выражении) и вторичный (нет конкртного превышения расходов, но существуют дополнительные расходы на процентное обслуживание долга страны)

Мировая классификация бюджетного дефицита

  • Циклический (выражается в спаде деловой активности и сокращении налоговых поступлений в бюджет)
  • Структурный (положительное/отрицательное сальдо бюджета при существующих условиях)

Государство разрабатывает следующие меры для борьбы с дефицитом бюджета:

Покрытие дефицита

Если с первыми двумя мерами всё понятно, то секвестирование бюджета – это снижение всех статей расходов на определённые пропорциональные доли. Существуют защищённые статьи, которые нельзя секвестировать в силу закона.

В любом случае при возникновении дефицита бюджета страны необходимо его финансировать, поэтому существует несколько видов источников покрытия бюджетного дефицита:

1) Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Это могут быть:

  • средства, поступающие от размещения государственных ценных бумаг;
  • бюджетные кредиты и займы;
  • кредиты, которые предоставляются кредитными и международными финансовыми организациями;
  • поступления от продажи акций, ценных бумаг и активов, которые находятся в собственности государства, а также от реализации запасов драгоценных металлов;
  • курсовая разница, образованная по средствам бюджета;
  • прочие источники, способные финансировать дефицит бюджета.

2) Внешние источники финансирования дефицита бюджета:

  • Размещение государственных ценных бумаг от лица государства, выпущенные с номиналом в иностранной валюте;
  • Кредиты иностранных государств, а также кредитных организаций, которые получены в иностранной валюте;
  • Прочие источники финансирования бюджета.

Таким образом, сама проблема сокращения дефицита бюджета актуальна всегда и серьёзны для любого государства. Объём расходов государства велик, они копятся десятилетиями, сокращаются крайне редко и всегда затрагивают интересы населения, а потому снижать их не так просто. Также нелегко найти новые источники доходов бюджета, не навредив при этом сложившемуся устою экономики в стране.

Похожие темы: Почему доллар растёт?

Комментарии

Kristina 25.04.2014 10:21
Если бы бюджет был резиновым, то никакая бы экономика не выдержала. Все равно , все финансовые операции должны проходить по определенным правилам. Иначе может получиться такая ситуация, что государство не сможет обеспечить те или иные нужды. Произойдет дисбаланс и тут уже не надо быть экономистом чтобы понять плачевность ситуации

Добавить комментарий

Отправить
Столичная Финансовая Корпорация © 2004–
8 (495) 544-5444
Москва, ул. Б. Ордынка, д. 40, стр. 4, подъезд 3, БЦ "Легион-1"
Лицензия ЦБ РФ
№ 077-13354-001000